Мы продолжаем публиковать фотографии эвакуации гражданского населения и войск Вооруженных сил Юга России с с черноморского побережья Кубани в Крым. На верхнем фото танк армии ВСЮР, на железнодорожном составе, перед эвакуацией в Новороссийске, 1920 год.




Войска сбивались на Новороссийский плацдарм. Подготавливалась эвакуация. Но средства для неё подготовлены не были. Этого рода деятельность считалась Ставкой опасной в моральном отношении. Между тем спокойствие на фронте было бы достигнуто именно сознанием возможности в случае необходимости выполнения планомерной эвакуации. Глубочайшее заблуждение Ставки и тут лишь способствовало напрасной гибели целых войсковых соединений, не смогших быть погруженными на транспорта. Самая эвакуация происходила в болезненных условиях нарушения какого-либо общего плана и самовольных подчас захватов пароходов.
П.Н. Шатилов «Записки», Том первый, глава «Первое изгнание».





После Новороссийской эвакуации генерал Деникин со штабом прибыл на миноносце в Феодосию. На место своего неизменного сотрудника в должности начальника штаба генерала Романовского он назначил генерала Маркова. Так как решение генерала Деникина об оставлении своего поста было уже им предрешено, то не вполне ясно, зачем ему потребовалось замещение Романовского.
П.Н. Шатилов «Записки», Том первый, глава «Первое изгнание».


В начале лета 1940 года Calypso вместе с крейсером Caledon был переведен в Средиземное море, где положение британского флота значительно ухудшилось в связи с вступлением в войну Италии. Однако возвращение в средиземноморские воды, в которых крейсер провел большую часть своей активной службы, стало для него роковым. Calypso был потоплен в первом же боевом походе флота адмирала Э. Каннингхэма. Это случилось в 2.00 12 июня 1940 года у южного побережья Крита. Крейсер был торпедирован итальянской подводной лодкой Alpino Bagnolini. Командир лодки, капитан Тосони-Питтони (Tosoni-Pittoni), действовал мастерски, поскольку походный ордер британских крейсеров плотно прикрывался эсминцами. Крейсер Calypso продержался на плаву еще полтора часа, затонув в 3.30 в точке с координатами 33°45′ с.ш. 24°32 ‘в.д. и став первым кораблем Средиземноморского флота, потопленным противником во Второй мировой войне. Вместе с кораблем погибли офицер и 38 матросов.