Совсем небольшая по объему (50 страниц) работа Н.Н. Туроверова “Основные законы Всевеликого Войска Донского” хорошо известна тем, кто интересуется периодикой казачьей эмиграции. Изданная Казачьим Союзом в 1952 году в Париже, эта брошюра показывает нам Туроверова уже не как казачьего поэта, а как общественного и политического деятеля.

Нет смысла приводить полную биографию выдающегося казачьего поэта, уроженца станицы Старочеркасской, участника антибольшевистского сопротивления Николая Николаевича Туроверова, она всем хорошо известна. Споры и по сей день часто идут вокруг его политической позиции. Общественную и литературную деятельность Туроверова принято соотносить с Казачьим Союзом, созданным в Париже в 1924 году. Значительная роль в становлении и развитии КС принадлежала его почетному председателю Донскому атаману А.П. Богаевскому. Союз как объединение казаков всех казачьих войск просуществовал до 1934 г. Туроверов участвовал в его деятельности и печатался в его изданиях, прежде всего в журнале “Родимый край”. По некоторым данным, несмотря на формальную ликвидацию Союза, Туроверов его возглавлял в течении 11 послевоенных лет.
В своей политической деятельности КС опирался на платформу ОСДКТ (Объединённый совет Дона, Кубани и Терека) и основные положения конституций казачьих войск, которые воплотились в народно-казачьей программе. Отдельные пункты программы неоднократно публиковались на страницах официальных печатных изданий Казачьего союза – «Сводки», «Вестника» и журнала «Родимый край» с призывами за скорейшее возвращение казаков на родину, восстановление в казачьих краях соответствующих традиций, в том числе и в сфере политического управления – самое широкое самоуправление в составе России, активная деятельность кругов и войсковых атаманов. Свой автономизм Союз подтверждал и требованием неприкосновенности казачьих земель, недр, лесов и угодий. Однако, заявляя о создании казачьих автономий, программа не содержала пункта с определением будущей формы правления в России. Подчеркивалось, что данную форму со временем выберет сам русский народ, а казаки готовы помочь лишь сбросить власть коммунистов. При этом предусматривалось, что будущая власть должна быть далека от всех форм деспотизма, «Россия должна быть свободной», – заявлялось в программе Союза.
В своей работе “Основные законы Всевеликого Войска Донского” Н.Н. Туроверов так же делает упор на демократические традиции донского государственного образования и его основополагающую роль в организации антибольшевистского сопротивления:
Не останавливаясь на героической борьбѣ 1917-1920 г.г. противъ большевизма Дона со своей, на государственныхъ (а не добровольческихъ) началахъ организованной арміей, теперь просто трудно придумать, гдѣ бы, не будь этой Донской государственности, еще могла обосноваться колыбель Бѣлаго движенія, а такъ же могли спастись многія и многія тысячи людей, бѣжавшіе отъ общероссійскаго развала на Донъ и имѣвшіе возможность потомъ прожить и еще проживать въ болѣе или менѣе благополучныхъ условіяхъ уже чужихъ государствъ.
Он приводит полный текст Основных законов ВВД 1918 г., где читатель, прежде не знакомый с этим документом, будет удивлён наличию пунктов вполне характерных для современного демократического государства.

После описаний смысловых значений донского герба и гимна, Туроверов публикует полный текст “Декларации Войскового Круга” за подписями Председателя Круга В. Харламова и секрктаря Ф. Крюкова принятого в июне 1919 г. (уже при А. Богаевском). Трудно не заметить умеренно-левую позицию в некоторых положениях Декларации, в частности о правах рабочих и земельном вопросе.

В заключении Туроверов пишет:
Въ наше время, особенно, въ сегодняшніе суматошные дни, когда россійская эмиграція все еще продолжаетъ искать путей объединеній, соединеній, возглавленій, идеологій, политическихъ платформъ и прочаго такого, напоминаніе вышеизложеннаго, кажется намъ, не лишнимъ. Уже указывалась схематичность «Основныхъ законовъ», и даже въ соединеніе ихъ съ «Деклараціей», искушенные въ политикѣ люди, возможно найдутъ въ нихъ провинціализмъ, даже кустарность. Да, конечно, римское право, кодексы Наполеона, Сперанскій и Фоліянты Свода Россійскихъ Законовъ!..
Но вотъ, намъ мнится: не только казаки всѣхъ казачьихъ войскъ, духовно, да и кровно связанныхъ другъ съ другомъ, но и россійскіе люди, кому дороги христіанство и человѣчность, свобода и правда, не смогутъ отмахнуться отъ этого скромнаго, простого казачьяго законодательства и государственности. Хотя бы уже только потому, что за ними стоятъ вѣковѣчные неписанные законы, по которымъ жило казачество сотни лѣтъ до теперешнихъ демократій, а эти «основные» — написаны буквально на полѣ страшной безпощадной брани, въ эпоху начавшуюся выстрѣломъ Каледина и еще не кончившуюся петлей Краснова, ибо еще будутъ и выстрѣлы и петли, потому что казачество, готовое примириться со многимъ, никогда не примирится съ рабствомъ.
Стоит отметить, что Фонд имени священника Илии Попова уже издавал исследование Гражданова Ю.Д. “Всевеликое Войско Донское в годы Гражданской войны (1918–1919 гг.)” в котором автор описывает как донские казаки, опираясь на опыт древней казачьей демократии и опыт устройства европейских государств ХIХ – начала ХХ вв., создали свои государственные структуры, которые оказались достаточно жизнеспособными, чтобы управлять хозяйством Области Войска Донского, вести войну против большевиков и играть заметную роль в политической жизни страны в ходе всей Гражданской войны.
Скачать pdf-файл Н.Н. Туроверова “Основные законы Всевеликого Войска Донского”
Источник: Библиотека Университета Северной Каролины
Оцифровано archive.org