Найдено место, на котором стоял дом о. Илии Попова

Из книги А.Г. Сухарева «Жизнь и смерть священника Илии Попова», Смоленск, «Маджента», 2013: «Итак, конец 1916 года. Война в разгаре. А здесь, в станице Великокняжеской, сравнительное благополучие. Недолго ему продолжаться. Но пока собственный деревянный дом по Церковной (ныне Красноармейской) улице… В 1931 году этот дом имел адрес улица Красноармейская, дом 60. .. Летом 1917 года тоже спокойно. Приезжает старшая дочь Вера с внучкой Ксаной (иллюстрация 38).

Долго ходил я по Красноармейской улице в марте 2012 года, говорил со старожилами, пытаясь отыскать дом − тщетно. По всей видимости, улица с тех пор изменилась мало, но нумерация домов менялась многократно, да и дома, конечно, перестраивались…

В начале 1931 года Пролетарское райфо производит начисление на гр. Попова И.В. «самообложения» в сумме 480 рублей и «единого культурно-хозяйственного сбора» (культналога или культсбора) в сумме 480 рублей, всего 960 рублей (райфо – финансовое отделение райисполкома или райфинотдел). Сделано это, согласно райфо, «на основании закона 31 г. от 9 января, как с хозяйства имеющего нетрудовые доходы». Для сельского священника – деньги очень большие. Ранее И.В. Попов своевременно уплатил причитавшиеся за 1930 год 198 рублей 50 копеек. Больше денег для оплаты налогов в семье не было. 22 января 1931 года производится опись имущества: дом деревянный – 300 рублей, буфет – 50, стол − 20, комод – 30, стол круглый – 10, гардероб – 15, тумбочка – 5, умывальник – 5, 4 стула и табуретки – 5. Описывают и пианино, подаренное в 1930 году отцом дочери и принадлежащее по нотариально удостоверенному 23.07.1930 года договору дарения Татьяне Поповой – 250 рублей. Итого 690 рублей. Семью выселяют из дома № 60 по Красноармейской улице, имущество конфискуют. Имущество реализуют на сумму 1015 рублей, из которой оплачивается «недоплата». Когда именно произошла конфискация, а затем реализация имущества, точно неизвестно. Известно, что к 26 апреля 1931 года, дню первого обращения И.В. Попова в райфо, все уже было сделано. Семья Поповых живет теперь по соседству с реализованным домом по ул. Красноармейской в доме № 54 (видимо, кто-то из прихожан приютил). Дом № 60 куплен артелью инвалидов «Привет», которая сдает его внаем частному лицу».

А в соседнем доме на той же Красноармейской улице жила Максимова Прасковья (Параскева) Дмитриевна. Рельеф открытого 31 августа 2014 г. памятника: «Отец Илия (Попов) с 1916 года служил в соборе Александра Невского станицы Великокняжеской, затем в храме Мучеников Флора и Лавра. После закрытия храма 16 декабря 1935 года продолжал духовное окормление паствы. В 1936 году с казачкой Параскевой Максимовой организовал на этом месте крестный ход к райисполкому с требованием вернуть храм верующим. Расстрелян в станице Пролетарской в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1937 года. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

И вот летом 2014 г. удалось отыскать место, где стоял дом, в котором, по рассказам нескольких местных жителей, жила семья репрессированного священника. Сегодня здесь дом номер 72 по ул. Красноармейской. Этот дом уже третий, построенный на месте дома священника. По свидетельству старожилов, на улице жили два священника, но репрессирован был только один. «После того, как сгинул батюшка, жена бедствовала», – рассказывает нынешний хозяин дома Павел Самохин. Павел слышал об этом от отца и соседей.

ом номер 72 по ул. Красноармейской в г. Пролетарске
ом номер 72 по ул. Красноармейской в г. Пролетарске

Две фотографии начала ХХ века внутри и снаружи дома № 60 по Церковной улице (на этом месте сейчас дом номер 72):

А.С. и И.В. Поповы
А.С. и И.В. Поповы
Лето 1917 г.: дочери Татьяна, Вера с внучкой Ксаной, Александра
Лето 1917 г.: дочери Татьяна, Вера с внучкой Ксаной, Александра

На фотографиях ниже: хозяева дома номер 72 по ул. Красноармейской Павел и Неля Самохины, красный угол дома, вокруг дома – золотыми руками Павла.

Добавить комментарий