В Ростове, в помещении Фонда имени священника Илии Попова, ул. Серафимовича, 64, до 7 апреля работает выставка «Сломленные биографии и тяжкое бремя. Фольдерс и Россия в Первой мировой войне». Хотя Фонд всего лишь предоставил помещение для выставки по просьбе регионального отделения ВООПИК, развернувшаяся вокруг нее полемика не могла не привлечь нашего внимания. Откликнулись газеты «Вечерний Ростов» (прочитать статью) и «Наше Время» (прочитать статью). Прочитав статьи, а еще лучше – посмотрев выставку, каждый сделает выводы сам. Лично у меня при чтении статьи «История с привкусом русофобии» в «Вечернем Ростове» в голове настойчиво звучало слово «ксенофобия», определяемое в Большом Энциклопедическом словаре как навязчивый страх перед незнакомыми лицами; ненависть, нетерпимость к кому либо или чему либо чужому, незнакомому, непривычному. Схожее определение дает и Медицинская энциклопедия. К сожалению, речь, похоже, идет не о медицинском случае, а о намеренном запугивании с передергиванием фактов.

В самом деле, нетрудно испугаться, читая такое: «Сегодняшняя Россия борется за историческую память о Великой Отечественной войне. Но отечественная историография еще не определилась с итогами Первой мировой. Зато на Западе все считают четко: Германия была побеждена, но перед этим успела победить Россию. Не надо наивно полагать, что это далекая история, которую никто не помнит. События логически продолжают друг друга. Вот и совсем недавно представитель США при Организации Объединенных Наций Саманта Пауэр набросилась на российского представителя в ООН Виталия Ивановича Чуркина со словами: “Россия не имеет права забывать, что она не победитель, а побежденный!”. Что это, если не оскорбление всей России».
Вот только г-жа Пауэр речь вела не о Первой мировой, а о холодной войне, Виталий Иванович не растерялся и ответил с юмором, и стала г-жа Пауэр посмешищем всего мира. История эта недавняя и широко комментировалась, так что желающие могут легко узнать подробности.

Или вот такое: «Привлекает внимание и стенд, на котором портрет полного георгиевского кавалера, донского казака Козьмы Крючкова. Он называется “Один герой – орден и пропаганда”. Но разве казак Крючков был единственным героем из миллионов россиян, сражавшихся им погибших на германском фронте?..». Лучше не комментировать, а просто грустно улыбнуться.
Неприятно смотреть автору статьи на изображения значков, выпущенных Австро-Венгрией. Да, в войнах бывают победы и поражения, и Австро-Венгрия была противником России. Жалко только, что ускользнули от внимания автора другие стенды выставки:
И уж совсем не хочется улыбаться, когда читаешь умозаключения автора о логической связи того факта, что призывники из Фольдерса воевали и погибли в Галиции, с нынешними трагическими событиями на Украине. Возможно, тут следовало бы применять определения более сильные, чем «ксенофобия».
Пожалуй, нигде так, как в Австрии, не заботятся о захоронениях времен двух мировых войн. Основываясь на собственных наблюдениях, скажу, что в образцовом порядке содержатся и могилы российских и советских солдат. Занимается этим благотворительная организация «Австрийский Черный Крест», основанная в 1918 г. В 2007 г. ее делегация посетила памятник австро-венгерским военнопленным, погибшим в Семикаракорском районе при строительстве Кочетовского гидроузла в 1916 г. Австрийцы тогда сердечно благодарили донцов за работу по благоустройству захоронений и сохранению памяти об австрийских солдатах. Только так и должно быть. И нельзя не согласиться с автором статьи в газете «Наше Время» в том, что «вопреки сегодняшней политической ситуации простые европейцы продолжают верить в Россию и хотят дружить с нами». Давайте помогать им в этом.
История с привкусом ксенофобии: Один комментарий