В 1927 г. поместье Коссонри в городке Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte Geneviève des Bois) дало приют русским эмигрантам в конце их жизненного пути и стало называться «Русским домом».

Для русских была выделена часть городского кладбища, где, по выражения одного из обитателей «Русского дома», «мы и стали хорониться». Теперь это знаменитое русское кладбище, на котором мы побывали 20 сентября 2015 г. Посещение началось с литургии в кладбищенской церкви Успения Богородицы и общения с настоятелем и прихожанами.



Главной целью посещения кладбища были воинские захоронения и памятники. Кроме многочисленных единичных воинских могил, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа имеется девять главных военных захоронений: подразделение генерала Алексеева, подразделение Донских казаков, подразделение Галлиполийцев, подразделение генерала Дроздовского, участок Иностранного легиона, подразделение Кадетского корпуса, памятник артиллеристам, памятник летчикам, памятник офицерам Императорской гвардии.
Мы обошли их все, начав, естественно, с могилы генерала Шатилова:

Вскоре после эвакуации в ноябре 1920 г. армии генерала П. Н. Врангеля и гражданских беженцев в Константинополь, всего около 150 тысяч человек, и двухнедельного стояния на рейде французское оккупационное командование разрешило разместить армию в трех лагерях. Самый большой лагерь, для регулярных частей, находился на полуострове Галлиполи. Казаки были размещены в Чаталадже недалеко от Константинополя и на о. Лемнос. В 1921 г. галлиполийцы установили в своем лагере памятник русским участникам битвы августа 1915 г. при Галлиполи. Этот памятник был в 1949 г. разрушен землетрясением. Памятник на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа работы А. Бенуа, открытый в 1961 г., является уменьшенной копией памятника 1921 г. Рядом похоронены галлиполийцы. Добровольной хранительницей Галлиполийского участка на протяжении многих лет является Вера Михайловна Соваль (Дегтярева), дочь участника Ледового похода, Белого Воина Корниловца, рядового Михаила Павловича Дегтярева (1898-1994). Мы случайно встретили ее у галлиполийских могил 20 сентября 2015 г. – сколько же событий, имен, дат и жизненных историй галлиполийцев хранится в ее памяти. Таких людей остается все меньше, и наш долг сохранить их память для следующих поколений. К сожалению, программа четырехдневного пребывания в Париже не позволила организовать специальную встречу с Верой Михайловной.


На некоторых других воинских участках:




Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа: 3 комментария