Отправка Донского казачьего №36 полка (командир подполковник Михаил Матвеевич Калинин) в состав действующей армии на Балканы и пересечение им границы Российской империи произошло 3 августа 1877 г. Полк вошел в состав Рущукского отряда, созданного приказом по действующей армии 22 июня 1877 г. под командованием начальника, Его Высочества Наследника Цесаревича, генерал-адъютанта Александра Александровича [4, с.1] (будущего российского императора Александра III) «для наблюдения за турецкими войсками, запершимися в крепостях» [1, с.157].
В боевых приказах начальника Рущукского отряда Донской казачий № 36 полк впервые упоминается вместе с Донским казачьим № 39 полком 31 августа 1877 г., когда приказом № 66 казачьим частям предписывается выдвинуться из Бялы, через Дольный-Монастырь, в Батинцу, где и расположиться биваком. 1 сентября Донские казачьи полки сменили на передовых постах 12-й уланский Белгородский и 12-й драгунский Стародубовский полки, а они, в свою очередь, по смене отходили на отдых к берегам реки Янтра (правый приток Дуная) и располагались на правом берегу, в районе от Бялы до Белановы, по усмотрению штаба ХII русского корпуса [4, с.182]. Тем самым, первой оперативно-тактической задачей для Донского казачьего № 36 полка стало несение службы на аванпостах и пресечение попыток противника проникнуть в боевые порядки русских войск.

2 сентября 1877 г. произошла первая встреча казаков Донского казачьего № 36 полка с турками. Согласно донесению командира полка, подполковника М.М. Калинина, первая сотня под командованием есаула М.И. Упорникова занимала установленные для нее аванпосты от селения Широково до селения Чилнова, и в 10 часов утра казаки заметили 8 приближающихся всадников. Турки, в свою очередь, увидели казаков и быстро удались в горы [5, с.54]. Но так бывало, увы, не всегда.
10 сентября, в 14.30 два эскадрона турок с двумя орудиями выступили из деревни Кадикиой, перешли речку Кара-Лом и атаковали один российский пост. По боевой тревоге из расположения главного караула на помощь «прибыли рота 48-го пехотного Одесского полка и сотня Донского № 36 казачьего полка». В результате удалось отбросить турок за речку Кара-Лом к деревне Кадикиой. Противник в стычке потерял 6 человек убитыми, а «с нашей стороны в стычке этой убито 3 казака и тяжело ранен 1 (фамилии в донесении не упоминаются – А.С.)» [4, с.198]. В полковом рапорте № 1217 от 16 сентября 1877 г. в войсковой штаб Войска Донского, подписанном полковым адъютантом, сотником Митрофаном Матвеевичем Грековым, сообщается о гибели в стычке с черкесами 10 сентября четырех казаков станицы Сергиевской. Свою жизнь за правое дело отдали казаки Зибнев, Астах Бережнов, Николай Кузнецов и Чикунов [3, л.24]. В обнаруженном нами в архивном деле рапорте от 10 сентября 1877 г. на имя командира Донского казачьего № 36 полка исполнявший на тот момент обязанности командира третьей сотни, сотник П.С. Котов докладывал: «10 сентября сего года во время стычки с черкесами турецкой кавалерии, в 3-й сотни вверенного Вам полка выпущено боевых патронов 1155 и ранены строевые лошади у казаков Семена Бородина в щетку левой задней ноги, у сотника Котова лошадь ранена в ноздри, у казака Григория Лебедева прострелен мундир ниже талии и немного обожгло тело, но казак этот может нести службу» [3, л.12].

21 сентября 1877 г. передовые посты 36-го Донского казачьего пока у деревни «Кошевой имели сшибку с партиею башибузуков, которые оставили на месте 2 человека убитыми и одного захваченного нами в плен» [4, с.207]. Башибузуки представляли собой иррегулярные военные отряды Османской империи, вербовавшиеся из числа представителей воинственных племен, прежде всего, на территории Албании и Малой Азии, прославившиеся как отъявленные мародеры и жестокие каратели покоренных турками народов.

Донской казачий № 36 полк активно участвовал в позиционных боях с противником. 25 сентября 1877 г., когда полк дислоцировался у местечка Мечка, «в 12 часов дня турки, в составе роты пехоты и двух эскадронов кавалерии» подошли к деревне Кошевой и предприняли попытку войти в селение, «но были отражены ружейным огнем двух спешившихся сотен Донского № 36 казачьего полка». В этом бою казаки потеряли 3 раненых из числа нижних чинов [4, с.207]. 26 сентября в полдень неприятель повторил атаки уже на левый фланг Донского казачьего № 36 полка. Однако к казакам вовремя подоспели на помощь полторы сотни и два скорострельных орудия. В результате турки понесли большие потери и отступили, а в 36-м полку ранение получил один казак, и была убита одна лошадь [4, с.57].
Неоднократно Донской казачий № 36 полк принимал участие в проводившихся командованием рекогносцировках. В частности, во время объезда позиций начальником Рущукского отряда против левого фланга русских войск турки 3 октября произвели рекогносцировку двумя колоннами. Одна из турецких колонн, состоявшая из двух пехотных батальонов, полка кавалерии и нескольких орудий начала наступление со стороны деревни Кадикиой на деревню Кошеву. На пути турок вовремя оказались казаки: «Командир Донского № 36 полка подполковник Калинин, спешив три сотни казаков, встретил наступление ружейною пальбою и огнем двух скорострельных орудий» [4, с.209, 210]. По слухам, в одной из турецких колонн находился командующий Восточно-Дунайской армией, генерал Сулейман-паша.

12 октября 1877 г. Рущукский отряд силами XII и XIII армейских корпусов в направлении позиций противника проводил рекогносцировку, и каждый из русских корпусов сформировал по три колонны. В левой колонне XIII армейского корпуса под командованием полковника Тинькова (командира 137-го пехотного Нежинского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны полка) действовали четыре сотни Донского казачьего № 36 полка и два орудия Донской казачьей № 21 батареи. Армейская колонна выдвинулась на Кацелево-Нисскую дорогу. Со стороны противника на нашу группировку направились «2 роты пехоты, 2 эскадрона кавалерии и толпа вооруженных жителей». В этом бою с турками российские потери составили 13 человек нижних чинов (один убит и 12 ранено), причем большая часть потерь пришлась на Донской казачий № 36 полк. Как отмечалось в последующем донесении, «начальник колонны с особою похвалою отзывается о мужестве командира этого полка подполковника Калинина» [4, с.221, 223]. Примечательно упоминание в донесении «толпы воору-женных жителей», ибо часть болгар выступила в войне на стороне турок, поэтому однозначно рукоплескать по поводу поддержки русских от «болгар-братушек», увы, не стоит.
Казакам Донского № 36 полка приходилось сопровождать особу правящего дома Романовых, представители которого стремились участвовать в боевых действиях на Балканах и получить заветный императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Орден Святого Георгия 4-й степени получил Его Императорское Высочество, 20-летний великий князь Сергей Александрович за участие в столкновении Рущукского отряда 12 октября 1877 г. с турками. Позже, 27 октября 1877 г., он писал в письме на имя командующего 2-й Донской дивизией, генерал-майора свиты Его Императорского Величества Виктора Алексеевича Родионова: «Во время рекогносцировки 12 октября, в Кошевском отряде 6-я сотня 36 казачьего полка была при мне в конвое; в рекогносцировке этой Я впервые участвовал в сильной перестрелке. Желая сохранить в сотне, с которою Я был под неприятельским огнем, память об этом важном для Меня событии, Я прошу Ваше Превосходительство передать 6-й сотне 36-го казачьего полка, препровождаемую при сем хоругвь, для употребления ея в виде Значка, так как Значки в казачьих полках дозволены. Пребываю Вам доброжелательным (подписано Сергей)» [2, л.8об]. Полученная от великого князя хоругвь хранилась вместе с полковым знаменем.

В русско-турецкой войне 1877–1878 гг. принимали активное участие отдельные подразделения, сформированные из числа представителей национальных меньшинств, причем, как с нашей, так и с турецкой стороны. 3 ноября 1877 г. донские казаки столкнулись с черкесами у деревни Кацелевой, воевавшими на стороне Османской империи. Конная партия черкесов численностью 150 человек выступила из Соленика и «в 8 часов утра атаковала посты 4-й сотни Донского № 39 казачьего полка и потеснила их назад. На помощь из главного караула прибыл командир сотни, есаул Сладков с 15 казаками. Черкесы завязали перестрелку, но должны были отойти к Соленику, потому, что против правого их фланга наступали посты с поддержками от Донского казачьего № 36 полка. Наступление наше было остановлено вышедшею на подкрепление своей кавалерии турецкою пехотою, которая залегла густою цепью и открыла огонь; казачьи части возвратились на линию своего аванпостного расположения» [4, с.239].

Одной из оперативно-тактических задач Донского казачьего № 36 полка являлось обеспечение прикрытия во время проведения фуражировки нашими подразделениями. 5 ноября 1877 г. противник проводил рекогносцировку в направлении русских позиций. На деревню Кошеву наступала колонна турок «в составе трех батальонов, двух эскадронов и двух орудий», и она «своим приближением заставила фуражиров наших очистить деревню. Командир 6-й сотни Донского № 36 полка есаул Чирков, воспользовавшись тем, что в это время на аванпостах наших происходила смена пехотных частей, оставил как старую, так и новую смену 8-й и 10-й рот 137-го Нежинского пехотного полка и, приказав им удерживать наступление турок с фронта, сам с одною полусотнею командуемой им сотни, перейдя р. Кара-Лом, скрытно прошел по лощине и ударил с гиком на левый фланг турок. Неприятель от боя уклонился, но быстро отступил к Кадикиою, очистив Кошеву» [4, с.242].

7 ноября 1877 г., в 15:00 «две турецкие колонны выступили из Нисова и произвели наступление на линию наших аванпостов, занятых сотнею Донского казачьего № 36 полка. Правая турецкая колонна, силою в два батальона, два эскадрона и два орудия, атаковала казачьи посты, которые спешились и стали отходить; на помощь к ним подспели из главного караула рота 137-го Нежинского пехотного полка и четыре сотни Донского № 36 казачьего полка. Завязалась оживленная перестрелка, после которой неприятель отступил к Нисовой» [4, с.247–248].
30 ноября 1877 г. Рущукский отряд вступил в большое сражение с частями турецкой армии под командованием Сулейман-паши у местечка Мечка на реке Лом. Турецкие войска потерпели поражение, а их потери составили около 3 тысяч человек убитыми. В этом сражении участвовала одна сотня Донского казачьего № 36 полка в составе второй бригады 12-й кавалерийской дивизии в районе Трестеника [4, с.273]. Эта группа наших войск действовала в составе XII армейского корпуса Рущукского отряда под командованием генерал-лейтенанта, великого князя Владимира Александровича (третьего сына императора Александра II и императрицы Марии Александровны) между реками Лом и Янтра. Корпус своевременно ударил по левому флангу турок, стремившихся занять Мечкинскую позицию, прорвать нашу оборонительную линию, отбросить русские войска от реки Дунай и овладеть Батинским мостом. Замысел турок не удался. Битва при местечке Мечка стала последним наступлением турецкой армии Сулеймана-паши. Потерпев крупную неудачу, турецкий главнокомандующий вынуждено отдал стратегическую инициативу на этой части Балканского фронта военных действий в руки командования Рущукского отряда, а великий князь Владимир Александрович был награжден золотой саблей с бриллиантами и характерной надписью: «За 14 и 30 ноября 1877 г.». Турки же теперь ограничивались лишь «незначительными встречами на аванпостах» [4, с.278].

22 декабря 1877 г. русское командование отправило на разведку турецких позиций конный разъезд Донского казачьего № 36 полка в деревню Садина, но каких-либо сил противника казаки там не обнаружили, при этом они сумели взять в плен турецкого пехотинца. Одновременно весь день шла перестрелка с турецкой пехотой на передовых постах Донского казачьего № 39 полка по реке Соленик. В час дня командование этого полка послало в направлении турецких позиций два разъезда: один разъезд двигался из Кацелево к Соленику, а другой разъезд отправился из Церовце в Констанце. Второй разъезд 39-го полка присоединился к разъезду Донского казачьего № 36 полка и действовал дальше совместно с ним. Неприятель решил пресечь казачью вылазку и выслал усиленный кавалерийский отряд, поддержанный турецкой пехотой. В свою очередь, по боевой тревоге навстречу врагу выдвинулась сотня Донского казачьего № 39 полка. К действиям донских казаков подключился также разъезд XII армейского корпуса, первоначально направленный «для порчи железной дороги». Под давлением оперативно созданной группы наших войск противник вынужденно отступил [4, с.288].
27 декабря 1877 г. от наших подразделений, находившихся в районе Церовецкого ущелья, для рекогносцировки позиций противника в близлежащих деревнях и фуражировки частей русское командование направило четыре подвижных колонны. Средняя из этих боевых колонн в составе трех сотен Донского казачьего № 36 полка, дивизиона ингушей из числа четырехсотенного Терско-Горского конно-иррегулярного полка (сформированного из осетин и ингушей) и трех стрелковых рот 140-го пехотного Зарайского полка под общим командованием полковника Панкратова двинулась вверх по Соленикской дороге. После того как эта колонна наших войск миновала Амуркиой, она сумела захватить до тысячи голов «крупного и мелкого скота и взяла в плен 4 турок». В нескольких жестких стычках с противником, который открыл огонь из четырех орудий, тяжело ранило командира Донского казачьего № 36 полка подполковника Калинина и одного из ингушей, трое ингушей получили легкие ранения, без вести пропал в результате боев один казак [4, с.292, 293].
За боевые подвиги в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., проявленные при этом мужество, храбрость и героизм Донской казачий № 36 полк (36-й Калинина полк) получил Георгиевский штандарт с надписью: «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов» [1, с.158]. Этот Георгиевский штандарт (образца 1875 г.) полку пожаловали 17 апреля 1878 г. Навершие знамени образца 1867 г., высеребренное. Древко темно-зеленое с высеребренными желобками. Полотнище знамени имело красные квадраты и серебряное шитье. Георгиевский штандарт использовался 36-м Донским казачьим полком вплоть до 1917 г.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Картины былого Тихого Дона. Краткий очерк истории Войска Донского. Т.2. М., 1992.
2. РГВИА. Ф.846. Оп.1. Д.7817. Ч.2.
3. РГВИА. Ф.846. Оп.1. Д.7818. Ч.1.
4. Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877–1878 гг. на
Балканском полуострове. Выпуск 16. Издание Военно-Исторической комиссии Главного Штаба. СПб., 1900.
5. Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877–1878 гг. на
Балканском полуострове. Выпуск 45. Действия Рущукского отряда
на Восточном фронте с 1 сентября по 30 сентября 1877 г. Часть 1.
Издание Военно-Исторической комиссии Главного Управления Генерального Штаба. СПб., 1906.
Александр Павлович Скорик, доктор философских наук, доктор исторических наук, профессор кафедры юриспруденции, философии и истории ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.
Очень интересные сведения о давно забытой войне. С детства слышал что мои предки принимали там участие.
Спасибо, интересно.